Условия успешного развития профессиональной

компетентности педагогов в начальной школе.

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все  это требует повышения профессиональной компетентности .
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами.
Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований и анализ реальной школьной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.
Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности .В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста.
Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю .Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении» .
Понятие профессиональной компетентности педагога  выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.
Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога – это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.
Существуют различные подходы к определению компетентности специалиста.
В их число входят:
Качества выражающие отношения к работе, трудолюбие, внимание, творческий подход;
Качества характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;
Умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;
Административно-организаторские способности: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их.
Компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями:
·        Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция)
·        Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)
·        Коммуникативной (культура общения и педагогический такт)
·        Риторической (профессиональная культура речи)
·        Профессионально-технической (технологии и методики)
·        Профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).
Мотивация и стимулирование к профессиональному развитию.
Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.
Изучив результаты исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л. Чепель и др.), пришли к выводу, что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления.
1.     Начинающие педагоги
1-2 года
Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.
2.     Молодые специалисты
 2-5 лет     
Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.
3.     Опытные учителя
 5-10 лет   
Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.
4.     Профессионалы
 10-20 лет 
Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.
5.     Эксперты
 Свыше 20 лет   
Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.
Выше сказанное показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту. Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации       
Методы, которые можно использовать для профессионального развития
1.Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности 
1.1.Открытие собственного мастер-класса для учителей школы и других школ.
 1.2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы (расписание).
 1.3.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта.
 1.4.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.
2.Личное развитие, приобретение новой информации.    
2.1.Прохождение стажировки или престижных курсов.
 2.2.Уделять больше времени методической работе.
 2.3.Преобретение научно-методической литературы.
3.Самоутверждение, достижение социального успеха.    
3.1 Распространения опыта работы через  проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.
 3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.
 3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях районого, областного значения.
 3.4.Принимать участие в методической работе школы.
 3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.
 3.6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей.
 3.7 участие учителя в работе  экспертных группах.
4.Потребность быть в коллективе
4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.
5.Стабильность, защищенность.   
5.1.Уметь защититься от посягательств на профессиональную честь учителя,  со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов.
6.Состязательность.    
6.1.Участие в различных конкурсов профессионального мастерства.
Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как и глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В-А- Сухомлинский писал:
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.

Учитель начальных классов Ушакова Елена Григорьевна