Условия успешного развития профессиональной
компетентности педагогов в начальной школе.
Успех проводимой в Российской Федерации
модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров
к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление
содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее
требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной
компетентности .
Развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными,
конструктивными специалистами.
Однако изучение результатов
психолого-педагогических и социологических исследований и анализ реальной
школьной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих
задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его
ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового
образования.
Удовлетворение потребностей общества
требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности,
сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции,
заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся,
способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной
активности .В связи с этим одной из основных задач
наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача
формирования профессионально компетентного специалиста.
Педагогическая профессия, является
одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием
личности, нужно быть компетентным.
В психолого-педагогической литературе
понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает,
согласно словарю .Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо
области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав
какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении»
.
Понятие профессиональной компетентности
педагога выражает единство его
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности и характеризует его профессионализм.
Если говорить о профессиональной компетенции
педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя,
воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно
решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных
педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и
готовность применять ее положения на практике.
Можно также сказать, что
профессиональная компетентность педагога – это сформированность в его труде
различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в
которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые
положительные результаты в обучении и развитии учащихся.
Существуют различные подходы к
определению компетентности специалиста.
В их число входят:
Качества выражающие отношения к работе,
трудолюбие, внимание, творческий подход;
Качества характеризующие общий стиль
поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову,
авторитетность, активность и энергичность;
Умственные способности: гибкость,
прозорливость, дальновидность;
Административно-организаторские
способности: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми,
постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их.
Компетентный педагог должен обладать
следующими компетентностями:
·
Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция)
·
Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)
·
Коммуникативной (культура общения и педагогический такт)
·
Риторической (профессиональная культура речи)
·
Профессионально-технической (технологии и методики)
·
Профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).
Мотивация и стимулирование к
профессиональному развитию.
Профессионализм учителя представляет
собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных
знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем,
обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни
подрастающего поколения.
Изучив результаты исследований как
отечественных, так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги
Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л. Чепель и др.),
пришли к выводу, что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий
профессионального становления.
1. Начинающие педагоги
1-2 года
Отличаются поведением, ориентированным
на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом;
страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.
2. Молодые специалисты
2-5 лет
Испытывают трудности при разграничении
важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных;
стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию,
подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.
3. Опытные учителя
5-10 лет
Стадия “учительской компетентности”.
Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую
деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто
неординарными ситуациями.
4. Профессионалы
10-20
лет
Период “профессионального мастерства”.
Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность,
вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.
5. Эксперты
Свыше 20 лет
Склонны в своей деятельности к
интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного
решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и
второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на
поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы,
определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.
Выше сказанное показывает процесс
движения от начинающего учителя к учителю-эксперту. Профессиональный опыт
учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего
педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет
выбор дидактической стратегии при повышении квалификации
Методы, которые можно использовать для
профессионального развития
1.Реализация себя в профессиональной деятельности
как творческой личности
1.1.Открытие собственного мастер-класса
для учителей школы и других школ.
1.2.Повышение самостоятельности, возможность
работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и
наиболее удобный график работы (расписание).
1.3.Содействие в получении гранта на
реализацию интересующего учителя проекта.
1.4.Содействие в разработке, утверждении и
распространении авторской программы.
2.Личное развитие, приобретение новой
информации.
2.1.Прохождение стажировки или престижных
курсов.
2.2.Уделять больше времени методической
работе.
2.3.Преобретение научно-методической
литературы.
3.Самоутверждение, достижение
социального успеха.
3.1 Распространения опыта работы
через проблемные конференции, педагогические
чтения, семинары.
3.2.Организация обобщения опыта, содействие в
подготовке собственных публикаций и пособий в печати.
3.3.Представительство от школы на ответственных
мероприятиях районого, областного значения.
3.4.Принимать участие в методической работе
школы.
3.5.Получение права на проведение семинаров
для своих коллег.
3.6.Назначение на должность методиста,
ответственного за стажировку молодых учителей.
3.7 участие учителя в работе экспертных группах.
4.Потребность быть в коллективе
4.1.Вхождение в состав различных органов,
решающих важные проблемы жизни школы.
5.Стабильность, защищенность.
5.1.Уметь защититься от посягательств на
профессиональную честь учителя, со
стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов.
6.Состязательность.
6.1.Участие в различных конкурсов
профессионального мастерства.
Новая школа требует и новых учителей.
Понадобятся педагоги, как и глубоко владеющие психолого-педагогическими
знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся
профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти
себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В-А- Сухомлинский писал:
"Не забывайте, что почва, на
которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его
отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение,
готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее
нет школы"'.
Учитель начальных классов Ушакова Елена Григорьевна