Примерное тематическое планирование курса литературного чтения 1-2 классы Л.А.Ефросинина
Вентана_Граф

Раздел программы
Программное содержание
Характеристика деятельности учащихся
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое

Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме

Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением

Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.
Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).
Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.
Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).
Сравнивать модели обложек
Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).
Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).
Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.
Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя






Отличать текст от набора предложений.
Определять абзацы и части текста.
Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.
Сравнивать произведения разных тем и жанров.
Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану



Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения
Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.
Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.
Высказывать своё суждение о героях и их поступках.
«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою



Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях
Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.
Определять жанр и тему.
Сравнивать модели обложек книг.
Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности

Находить в тексте произведения диалоги героев.
Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.
Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.
Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений

Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его.
Находить в произведении описания героев, предметов или явлений
Круг чтения
Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.

Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения
Сравнивать произведения разных жанров.
Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности
Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями.
Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).
Классифицировать книги по темам и жанрам
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог
Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.
Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).
Использовать в речи литературоведческие понятия
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.


Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений

Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).
Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.
Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.
Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.
Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.
Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений
Чтение: работа с информацией
Представление об информации
и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге


Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.
Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.
Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод)
2 класс
Виды речевой
и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.
Использование знаково-символических средств для получения информации о произведении: теме, жанре, авторе.

Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт

Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся.
Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.
Усвоение орфоэпических норм: что — [што], конечно — коне[ш]но, -ого — -о[ва], сегодня — се[во]дня.
Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).
Чтение смысловых частей текста, абзацев.
Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).
Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.
Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.
Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида

Работа с разными видами текста
Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным.
Структура текста: абзацы, части.
Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.
Форма текста: стихотворная и прозаическая.
Деление текста на части.
Главная (основная) мысль.
Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор соответствующего отрывка (абзаца или эпизода).
Понятия: текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль

Работа с текстом художественного произведения
Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.
Понимание заглавия произведения и его соответствия содержанию произведения.


Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда.

Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей (В.А. Осеевой, Е.А. Пермяка, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и других отечественных и зарубежных писателей).
Восприятие и оценка содержания произведений с точки зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).
Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.
Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных.
Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно)

Работа с текстом научно-популярного произведения
Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В.В. Бианки, В.Ф. Одоевского и др.).
Деление текста на микротемы или части, выделение ключевых слов и предложений.
Пересказ подробный и краткий по готовому плану
Работа с учебным текстом
Чтение вступительных статей и выделение основных учебных задач.
Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов

Библиографическая культура
Книга учебная, художественная.
Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.
Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.
Говорение (культура речевого общения)
Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов и полилогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).
Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование произведения фольклора или детской литературы.
Нахождение в речи обращений, слов приветствия и выражений вежливости.
Монологическая речь автора, героев произведений.
Построение монологов (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3–4 предложения).
Понятия: диалог, реплики героев, обращения, монолог, полилог
Письмо (культура письменной речи)
Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи.
Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме.
Выделение в текстах произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы).
Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами и антонимами.
Выявление особенностей художественного слова

Воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение).
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам.
Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности.
Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).
Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях.
Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения

Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).
Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся).

Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д.
Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.).
Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами.
Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев. «Яблоко»).
Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой.
Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге.
Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев.
Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров

Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически).
Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).
Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.
Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины).
Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста.
Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль



Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.
Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.).
Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.
Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д.

Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.
Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним.
Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое.
Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д.
Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету.

Сравнивать сказки литературные и фольклорные.
Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение.
Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий)


Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте.
Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка и рассказ) и темам.
Пересказывать текст о предметах, животных, человеке или явлении природы, точно излагая факты.
Собирать информацию и оформлять её в виде схем и таблиц
Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи.
Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, вывода)


Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).
Определять жанр и тему книги.
Моделировать обложки книг и находить книги по модели.
Отбирать книги по заданной модели.
Выбирать книгу по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности.
Находить в детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской принадлежности
Находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики.
Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях.
Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них.
Инсценировать отрывки из произведений.
Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений.
Находить в произведениях монологи автора, героев.
Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения).
Доказывать свою точку зрения.
Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану.
Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости
Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы.
Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).
Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности.
Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их.
Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы
Круг чтения
Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т. д. Сходство сюжетов
и тем; особенности.
Рассказы о родной природе, детях и животных детских писателей, писателей-классиков.
Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм).
Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детские периодических издания: «Мурзилка», «Геолёнок» и др.
Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения.

Моделировать обложки к изученным произ-ведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность).
Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре.
Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности.
Выбирать и читать книги по изучаемому разделу.
Находить в детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности; информацию об авторах
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование.
Стихотворная и прозаическая форма произведения.
Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.
Общее представление о басне, рассказе, стихотворении
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи.
Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности.
Сравнивать произведения по форме текста.
Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты).
Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков.
Постановка «живых картин» отдельных эпизодов произведения.
Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений.
Пересказ от лица героя или автора.
Рассуждение о произведении и героях, формулировка собственной точки зрения.
Интерпретация позиции автора (точки зрения автора).
Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.
Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом.
Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра.
Конструировать описание картин к отдельным эпизодам.
Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора.
Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.
Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным.
Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения.
Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений.
Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.)
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»).
Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).
Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.
Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг
Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею.
Находить нужную информацию о книге в аппарате книги.
Характеризовать произведение, героев по информации в таблице.
Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод)

Комментариев нет: