Примерное тематическое планирование курса
литературного чтения 1-2 классы Л.А.Ефросинина
Вентана_Граф
Раздел программы
|
Программное содержание
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1 класс
|
||
Виды речевой и читательской деятельности
|
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение
небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие,
жанр, тема, герой
Чтение вслух и
молча (про себя)
Чтение вслух
слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход
от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы —
[штобы], -ого — -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про
себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое,
поисковое
Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством
учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов,
стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану
подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора,
заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор
отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом
художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков
героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного
произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением:
наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая
культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы
обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр
книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме
Говорение (культура
речевого общения)
Диалог (понятие,
поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение
по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог
(понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания)
о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура
письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием,
текстом-описанием, текстом-рассуждением
|
Воспринимать на
слух сказку, рассказ, стихотворение.
Различать на
слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).
Сравнивать
произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Группировать изученные
произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и
авторской принадлежности.
Моделировать
обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).
Сравнивать
модели обложек
Читать вслух по
слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).
Читать выразительно
скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное
чтение учителя).
Читать по ролям
небольшие сказки, рассказы, шутки.
Осваивать умение
читать молча (про себя) под руководством учителя
Отличать текст
от набора предложений.
Определять
абзацы и части текста.
Характеризовать
текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.
Сравнивать произведения
разных тем и жанров.
Учиться
пересказывать подробно и сжато по готовому плану
Соотносить
иллюстрации с эпизодами произведения
Объяснять
соответствие заглавия содержанию произведения.
Оценивать
поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.
Высказывать своё
суждение о героях и их поступках.
«Вычитывать» из
текста авторскую точку зрения, объяснять
свою
Перечитывать текст
и находить информацию о предметах,
явлениях
Характеризовать
книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию
на обложке.
Определять жанр
и тему.
Сравнивать
модели обложек книг.
Классифицировать
книги по жанру, теме, авторской принадлежности
Находить в тексте
произведения диалоги героев.
Инсценировать и
читать по ролям произведения с диалогической речью.
Конструировать
высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и
их поступках.
Создавать
небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений
Высказывать своё
отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его.
Находить в произведении
описания героев, предметов или явлений
|
Круг чтения
|
Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения
писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей
XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг:
художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение,
рассказ, сказка.
Темы чтения: о
Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения
|
Сравнивать
произведения разных жанров.
Классифицировать
произведения по жанру, теме, авторской принадлежности
Сравнивать книги
с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными
произведениями.
Определять жанры
и темы книг (если таковые обозначены).
Классифицировать
книги по темам и жанрам
|
Литературоведческая
пропедевтика (практическое освоение)
|
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная
и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня,
песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия
автора, заголовок, абзац, диалог
|
Осваивать литературоведческие
понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.
Кратко характеризовать
жанры (сказка, рассказ, стихотворение).
Использовать в
речи литературоведческие понятия
|
Творческая деятельность
учащихся (на основе литературных произведений)
|
Чтение по ролям и
инсценирование
Выбор роли и
выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон,
мимика, жесты).
«Живые картины»
к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных
картин из изученного произведения).
Пересказ от лица
одного из героев произведения.
Рассуждение о героях
изученного произведения.
Создание
небольших историй о героях или с героями изученных произведений
|
Анализировать
текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя
(голос, мимика, жесты).
Моделировать
«живые картины» к изучаемым произведениям.
Конструировать содержание
описания картин к произведению или отдельным эпизодам.
Интерпретировать
текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.
Высказывать свою
точку зрения о героях изученного произведения.
Создавать небольшие
истории о героях или с героями изученных произведений
|
Чтение: работа с
информацией
|
Представление об
информации
и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и
иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение
несложных таблиц информацией о произведении и книге
|
Характеризовать
произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.
Находить необходимую
информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной
книге.
Заполнять
таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы
(суждение, аргументация, вывод)
|
2 класс
|
||
Виды речевой
и читательской
деятельности
|
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в
круг чтения.
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на
вопросы по содержанию.
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин,
стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы,
формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и
героях.
Использование знаково-символических средств для получения
информации о произведении: теме, жанре, авторе.
Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка,
фольклор, писатель, баснописец, поэт
Чтение вслух и
молча (про себя)
Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем
индивидуальным возможностям учащихся.
Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания
содержания произведений.
Усвоение орфоэпических норм: что — [што], конечно — коне[ш]но,
-ого — -о[ва], сегодня — се[во]дня.
Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая,
точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).
Чтение смысловых частей текста, абзацев.
Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых
частей (без речедвижения).
Чтение молча небольших по объёму произведений разных
жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.
Практическое освоение ознакомительного, изучающего,
поискового и просмотрового видов чтения.
Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков
героев и их внешнего вида
Работа с разными
видами текста
Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным.
Структура текста: абзацы, части.
Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.
Форма текста: стихотворная и прозаическая.
Деление текста на части.
Главная (основная) мысль.
Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор
соответствующего отрывка (абзаца или эпизода).
Понятия: текст, текст произведения, произведение,
заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль
Работа с текстом
художественного произведения
Практическое определение особенностей художественного
произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки
героев, позиция автора, средства выразительности.
Понимание заглавия произведения и его соответствия
содержанию произведения.
Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь,
правда.
Формирование нравственных ценностей и этических норм при
изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей (В.А.
Осеевой, Е.А. Пермяка, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, Л.Н. Толстого,
И.А. Крылова и других отечественных и зарубежных писателей).
Восприятие и оценка содержания произведений с точки зрения
морали (отношение к людям, животным, родной природе).
Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов
мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.
Понятие о герое произведения, героях положительных и
отрицательных.
Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно)
Работа с текстом
научно-популярного произведения
Практическое знакомство с научно-популярными
произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе,
животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме
(сказки В.В. Бианки, В.Ф. Одоевского и др.).
Деление текста на микротемы или части, выделение ключевых
слов и предложений.
Пересказ подробный и краткий по готовому плану
Работа с учебным
текстом
Чтение вступительных статей и выделение основных учебных
задач.
Работа с определениями литературоведческих понятий:
выделение ключевых слов
Библиографическая
культура
Книга учебная, художественная.
Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание),
словарик.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.
Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.
Говорение (культура
речевого общения)
Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей.
Чтение диалогов и полилогов героев. Обсуждение произведения и поступков
героев (диалог с учителем о произведении и героях).
Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование
вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование
произведения фольклора или детской литературы.
Нахождение в речи обращений, слов приветствия и выражений
вежливости.
Монологическая речь
автора, героев произведений.
Построение монологов (высказываний) о произведении, книге,
героях и их поступках (3–4 предложения).
Понятия: диалог, реплики героев, обращения,
монолог, полилог
Письмо (культура
письменной речи)
Разножанровые произведения детской литературы как образцы
письменной речи.
Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической
форме.
Выделение в текстах произведений повествования, описания
(предметов, портретов героев, явлений и картин природы).
Употребление в письменной речи слов из произведений.
Практическое знакомство с синонимами и антонимами.
Выявление особенностей художественного слова
|
Воспринимать
литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное
чтение).
Отвечать на
вопросы по содержанию произведения.
Сравнивать
произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам
и жанрам.
Классифицировать
произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т.
д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности.
Моделировать
обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).
Формулировать
вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях.
Различать
произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о
детях, о природе, о животных).
Использовать в
речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения
Читать вслух
целыми словами (с выделением ударного слога).
Упражняться в чтении
многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся).
Учиться читать
слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д.
Читать выразительно
загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в
соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т.
д.).
Овладевать
умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения:
читать и держать строку глазами, не шевеля губами.
Определять жанр
и тему прочитанного произведения, уметь
правильно называть произведение
(Сутеев. «Яблоко»).
Пользоваться
ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой.
Использовать поисковое
чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о
произведении и книге.
Выделять в
тексте описания картин природы, предметов, героев.
Сравнивать
повествование и описание в текстах произведений разных жанров
Различать
учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически).
Выделять до
чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).
Сравнивать
тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.
Характеризовать
(аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины).
Соотносить
иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста.
Использовать в
речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть
текста, главная мысль
Объяснять
соответствие заглавия содержанию произведения.
Выделять
особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская
позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и
т. п.).
Понимать и находить в тексте слова, характеризующие
отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.
Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь,
дружба, правда, честность и т. д.
Сравнивать
героев и анализировать их поведение
с точки зрения морали.
Рассказывать о
героях произведений и выражать своё
отношение к ним.
Составлять
высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое.
Оценивать
героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д.
Сравнивать
фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету.
Сравнивать
сказки литературные и фольклорные.
Классифицировать
произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Определять
положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение.
Воспроизводить
текст произведения (пересказ подробный и краткий)
Выделять особенности
научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие
эмоционально-оценочных суждений в тексте.
Сравнивать
научно-популярные произведения по жанрам (сказка и рассказ) и темам.
Пересказывать
текст о предметах, животных, человеке или явлении природы, точно излагая
факты.
Собирать информацию и оформлять её в виде схем
и таблиц
Читать учебные
тексты и выделять необходимые
сведения или учебные задачи.
Характеризовать
понятие и подтверждать примерами из
текста (статьи, вывода)
Характеризовать книгу:
название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги
(книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).
Определять жанр
и тему книги.
Моделировать
обложки книг и находить книги по
модели.
Отбирать книги
по заданной модели.
Выбирать книгу
по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности.
Находить в
детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской
принадлежности
Находить и выделять в тексте произведения диалоги
и полилоги героев, обращения, реплики.
Конструировать
диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях.
Формулировать
вопросы о произведении, книге и ответы на них.
Инсценировать
отрывки из произведений.
Читать по ролям диалоги и полилоги героев
произведений.
Находить в
произведениях монологи автора, героев.
Высказывать своё
отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4
предложения).
Доказывать свою
точку зрения.
Пересказывать
тексты произведений кратко или подробно по готовому плану.
Использовать в речи
литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения),
слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости
Читать
самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы.
Сравнивать
художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам,
жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).
Находить в
текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности.
Находить в
авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и
вписывать их.
Находить и вписывать пропущенные обращения,
сравнения, эпитеты, синонимы
|
Круг чтения
|
Произведения фольклора народов России и мира.
Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т. д. Сходство сюжетов
и тем; особенности.
Рассказы о родной природе, детях и животных детских
писателей, писателей-классиков.
Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А.
Крылова, Л.Н. Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, Х.-К. Андерсена, братьев
Гримм).
Художественная, научно-популярная, юмористическая и
справочная детская книга; детские периодических издания: «Мурзилка»,
«Геолёнок» и др.
|
Сравнивать
произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские
произведения.
Моделировать
обложки к изученным произ-ведениям и объяснять особенности модели (тема,
жанр, авторская принадлежность).
Сравнивать басни
И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре.
Классифицировать
изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или
теме, или авторской принадлежности.
Выбирать и читать книги по изучаемому разделу.
Находить в
детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности;
информацию об авторах
|
Литературоведческая
пропедевтика (практическое освоение)
|
Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия
автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок),
диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения,
описание, повествование.
Стихотворная и прозаическая форма произведения.
Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных
сказок: о животных, бытовые и волшебные.
Общее представление о басне, рассказе, стихотворении
|
Ориентироваться
в литературоведческих понятиях и использовать
их в речи.
Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам,
авторской принадлежности.
Сравнивать
произведения по форме текста.
Классифицировать
произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или
литературные); тема, жанр
|
Творческая
деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
|
Чтение по ролям
художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя
произведения (тон и темп, мимика, жесты).
Инсценирование
произведений, эпизодов, отрывков.
Постановка «живых картин» отдельных эпизодов произведения.
Словесное рисование воображаемых картин при слушании и
чтении произведений.
Пересказ от лица
героя или автора.
Рассуждение о
произведении и героях, формулировка собственной точки зрения.
Интерпретация
позиции автора (точки зрения автора).
Создание
небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.
Оформление
книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей
|
Анализировать
произведение, распределять роли в
произведении, читать роль
в соответствии с выбранным образом.
Моделировать
«живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра.
Конструировать
описание картин к отдельным эпизодам.
Интерпретировать
текст произведения: пересказывать от имени героя, автора.
Высказывать свою
точку зрения об изученных произведениях.
Аргументировать
своё отношение к героям положительным и отрицательным.
Объяснять точку
зрения автора и главную мысль произведения.
Создавать
индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с
героями произведений.
Оформлять коллективно
или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами,
рисунками и т. д.)
|
Чтение: работа с
информацией
|
Информация:
книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист,
аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»).
Составление таблиц (имена героев, действия, позиция
автора, мнение читателя).
Чтение данных в таблице и использование их для
характеристики героев, произведений, книг.
Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах,
типах книг
|
Усваивать
информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею.
Находить нужную
информацию о книге в аппарате книги.
Характеризовать
произведение, героев по информации в таблице.
Заполнять
таблицы, схемы, делать выводы,
переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий