МКОУ «Большереченская СОШ №2»
«Здоровая пища – залог здоровья».
                                       Классный час                           

                                                                                       Разработчик: Ушакова
Елена Григорьевна
                                                               учитель начальных классов
                                                               МКОУ БСОШ №2
Цель: демонстрация учащимся значимости правильного питания, применять полученные знания в жизни.
Задачи:
1. Воспитательные: Воспитать культуру сохранения собственного здоровья, отрицательнее отношение к вредным продуктам питания, воспитывать культуру общения и поведения.
2. Развивающие: Формировать привычку необходимости правильного питания и соблюдения режима питания. Развивать умения правильно выбирать продукты питания.
 3. Образовательные: Способствовать получению и расширению знаний учащихся с принципами здорового питания на материалах современных исследований.
Подготовительная работа: учащиеся разучивают стихи , готовят сценки, сообщения о продуктах питания; подготавливается презентация к классному часу, выпускаются буклеты, рецепты блюд для здорового питания; учащиеся берут интервью у школьного повара, школьного врача.
Ход классного часа:
1 Введение в тему.
Ученик:
Мир давно ответа ищет,
Но вопрос, увы, не прост,
Сколько нужно детям пище,
Чтобы шёл нормальный рост.
Сколько надо в день калорий
Потреблять ученикам,
Чтобы сил хватило в школе,
А ещё играть ведь нам.
Что зовём здоровой пищей,
Где и как её достать.
Задавать вопросы тыщи-
Это нам не привыкать!
Помогли найти ответы,
Подсказали что читать,
Написали нам советы
Наш учитель, повар, врач.
Хотим теперь мы поделиться
Своими знаньями о том,
Как надо к пище относиться,
Была, чтоб только польза в том.
2 Беседа по теме.
Учитель:
      - Вы любите болеть? Почему?
        Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете и зачем нам нужно здоровье?
        А кто из вас считает себя здоровым? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Внешний вид, хорошее самочувствие, настроение.  Ребята, а от чего же зависит наше здоровье?
      От экологии, образа жизни, режима работы и отдыха, занятий спортом  и от того, чем мы питаемся и как мы питаемся.
      Сегодняшний наш разговор мы посвятим  наиболее важному фактору, влияющему на наше здоровье – правильному питанию. (слайд1 )
3 Исследования детей.
Ученик 1:
Современные дети очень быстро привыкают к тому, что вместо полноценного обеда можно перекусить, перехватить чего-нибудь на ходу. А дома, часто, им предлагают полуфабрикаты,  лапшу из пакетика, пиццу.  Дети отвыкают, есть каши и запеканки, пить кисель и компот, такая пища для них не вкусна. (слайд 2)
       Каждый день мы завтракаем в школьной столовой. Наш повар очень вкусно готовит, но вот многим детям её блюда не нравятся. Это каши, запеканки, омлеты. (слайд 3)
Рассмотрев данную проблему и получив ее подтверждение в школьной столовой, мы решили пересмотреть свое отношение к еде и доказать, что здоровая пища является основой здоровья человека.
 Цель нашего исследования: выявить связь между питанием и здоровьем человека. (слайд 4)
Гипотеза: твоё здоровье определяется тем, что ты ешь. (слайд 5)
Ученик 2
(слайд 6) Здоровое питание это, прежде всего, употребление в пищу тех продуктов, которые приносят человеческому организму одну сплошную пользу. Здоровое питание использует такие продукты как: обезжиренная говядина, курица, кролик, рыба, все злаковые, обезжиренное молоко, все фрукты и овощи, обезжиренные сыры, растительное масло.  
(слайд 7) Особое значение в питании человека имеют растительные продукты. Прежде всего, они являются в рационе современного человека единственными натуральными, созданными самой природой. Кроме того, в них содержится много воды, причем она находится здесь в естественной связи с другими биологически активными веществами, поэтому легче усваивается организмом.            Растительная пища требует тщательного и активного пережевывания, что обеспечивает необходимую нагрузку на зубы. Недостаток натуральных растительных продуктов уменьшает приток крови и сокращает доставку к зубам необходимого для их восстановления строительного материала.
       (слайд 8) Любителям  чипсов, сухариков, кетчупов, майонезов, газированных напитков,  хот-догов, гамбургеров, картошки фри, которые содержат эмульгаторы, подсластители, канцерогены, острые приправы, консерваторы, стабилизаторы, химические пищевые добавки следует знать, что быстрая еда не просто вредна для нашего организма, а просто очень опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. Наш желудок и кишечник не приучены к такой пище, жирной и тяжелой. Она не содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов.
          (слайд 9) Частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени, таких заболеваний как гастрит, панкреатит, язва и рак желудка и кишечника.
          Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь такая пища давно стал частью их повседневной жизни, и уже считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления.
Учитель:
         Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.
       Как мы должны питаться, чтобы быть здоровыми?
4 Беседа со специалистами.
Ученик 3:
Группа ребят нашего класса задавала вопросы по здоровому питанию школьному повару.
Его рекомендации сводятся к следующей пирамиде. (слайд 10, 11)
Первая ступень пирамиды - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола(ржаной хлеб, хлеб с отрубями). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, очищению кишечника. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: овсяная, гречневая, рисовая, пшенная. Все эти продукты содержат грубую клетчатку, которая просто необходима для нашего кишечника.
Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи.
Ягоды, фрукты и овощи - настоящий кладезь витаминов.
Третья ступень пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и ферментов (ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные полуфабрикаты включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, рыба быстрее усваивается. В ней содержатся жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк, которые повышают сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. А в кефирах и йогуртах к тому же содержатся полезные бифидобактерии, формирующие иммунитет человека.
На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места. Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению, атеросклерозу и болезни почек. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.
Ученик 4:

        (слайд 12)  Мы беседовали со школьным врачом  и узнали, что в построении рационального режима питания следует учитывать особенности человека, его возраст, пол, характер жизнедеятельности, привычки, двигательную активность.  С учетом этих обстоятельств питание подростка необходимо построить таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить всем необходимым процессы роста и развития, а с другой – предупредить возможные в будущем нарушения здоровья.
                       
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Что означает умеренность?
- Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
       (слайд 13)  Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
    5 Инсценировка стихотворения.
 ( Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Беседа по содержанию.) (слайд 14)
Автор: Юля плохо кушает, Никого не слушает.
Мама: — Съешь яичко, Юлечка!
Юля: — Не хочу, мамулечка!
Мама:- Съешь с колбаской бутерброд.
Автор: Прикрывает Юля рот.
Мама:— Супик?
Юля: -   Нет.
Мама: — Котлетку?
Юля: -   Нет.
Автор: Стынет Юлечкин обед.
Мама: -  Что с тобою, Юлечка?
Юля: - Ничего, мамулечка!
Бабушка: — Сделай, внученька, глоточек,
 Проглоти еще кусочек!
 Пожалей нас, Юлечка!
Юля:  — Не могу, бабулечка!
Автор:  Мама с бабушкой в слезах —
 Тает Юля на глазах!
 Появился детский врач-
 Глеб Сергеевич Пугач.
 Смотрит строго и сердито:
Врач: — Нет у Юли аппетита?
 Только вижу, что она,
 Безусловно, не больна.
 А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес,
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает Слон —
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке завтракает Крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало любит Мышь.
Автор: Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля: —
Юля: Накорми меня, мамуля!
Учитель
- Почему Юля решила всё же покушать?

6        Золотые правила питания.
Ученик 5:
Итак, из всего нашего разговора мы выделим «Золотые правила питания». (слайд 15)
•     Главное — не переедайте.
•     Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную
пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
•     Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
•     Перед приемом пищи сделайте 5—6 дыхательных упражнений
животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в
создании продуктов, из которых приготовлена пища. 
  7  Итог.
Детям раздаются буклеты «Здоровое питание для школьника», рецепты блюд здорового питания.
  Ученик 6:
Чтобы быть всегда здоровым
 Надо кушать помидоры,
 Фрукты, овощи, лимоны,
 Кашу – утром, суп – в обед,
 А на ужин - винегрет.
 Убери из рациона
 Кексы, сникерсы и колу
 И мороженое, спрайты,
 Леденцы и шоколад –
 Будет в организме – лад
 И здоровы будут глазки
 Головной твой мозг в порядке,
 Также тело и душа -
 Будет вечно молода!
Ученик 7:
 На основании данного исследования мы пришли к выводам что: (слайд 16)
1. Питание – основной источник жизни, но неправильное питание может стать    причиной болезни.
2. Человеку нужна полноценная пища, чтобы поддерживать постоянный вес тела, чтобы хватало энергии для работы, игры, учения, роста и развития.
3. Самая полезная пища – та, которая только что приготовлена, а не та, что годами хранится на полках магазинов
4. Соблюдение правил по здоровому питанию поможет сохранить здоровье на долгие годы.
Здоровая пища является основой здоровья человека. (слайд 17)


Комментариев нет: