Примерное тематическое планирование курса технологии
3 и 4 классы Е.А.Лутцева
Вентана-Граф, 2013г

Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности учащихся

3 класс
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (14/28 ч)
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (2/4 ч)
Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей, а также в технических объектах
Под руководством учителя:
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (4/8 ч)
Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2/4 ч)
Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народа
Тема 4. Природа и техническая среда (3/6 ч)
Человек — наблюдатель и изобретатель.
Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.
Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).
Проблемы экологии
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (3/6 ч)
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание: безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, электричеством.
Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т. п.).
Мир растений (уход за растениями, размножение черенками, отпрысками)
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (10/20 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (1/2 ч)
Искусственные и синтетические материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Подготовка материалов к работе
Самостоятельно:
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.
С помощью учителя:
создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1/2 ч)
Правила пользования канцелярским ножом
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе
(2/4 ч)
Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях)
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (4/8 ч)
Подбор материалов и инструментов.
Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля.
Обработка материала (рицовка).
Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение)
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (2/4 ч)
Виды условных графических изображений: развёртка, схема.
Чтение чертежа развёртки.
Разметка с опорой на чертёж развёртки
Раздел 3. Конструирование и моделирование (5/10 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция (1/2 ч)
Простые объёмные изделия на основе развёрток.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия)
С помощью учителя:
проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;
обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1/2 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (3/6 ч)
Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера
Раздел 4. Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере)* (5/10 ч)
Тема 1. Знакомство с компьютером (1/1 ч)
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Запуск программы.
Завершение выполнения программы.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере
С помощью учителя:
наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;
исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;
использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом;
планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;
обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности
Тема 2. Работа с информацией (4/9 ч)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции c файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок).
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий
4 класс
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (14/28 ч)
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (2/4 ч)
Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения ХХ — начала ХХI в.
Под руководством учителя:
— коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.
Самостоятельно:
проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;
искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания;
планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;
организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
оценивать результат своей деятельности;
обобщать то новое, что освоено
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (2/4 ч)
Человек — созидатель, изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2/4 ч)
Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.
Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)
Тема 4. Природа и техническая среда (4/8 ч)
Человек — наблюдатель и изобретатель.
Выражение связи человека и природы (элементы бионики).
Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.
Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).
Проблемы экологии.
Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония)
Тема 5. Дом и семья.
Самообслуживание (4/8 ч)
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание (пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами), хозяйственно-практическая помощь взрослым.
Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка)
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (8/16 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (1/2 ч)
Происхождение и использование синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Бережное использование и экономное расходование материалов.
Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов
Самостоятельно:
проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности;
анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;
анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;
воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
планировать собственную практическую деятельность;
отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1/2 ч)
Подбор инструментов и приспособлений в зависимости от конструктивных и технологических особенностей изделий
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2/4 ч)
Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материалов), последовательности практических действий и технологических операций
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (2/4 ч)
Подбор материалов и инструментов в зависимости от конструктивно-технологических особенностей изделия.
Выбор и применение способа разметки, обработки деталей, сборки изделия и его отделки в зависимости от конструктивных особенностей изделия и выбранного материала
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (2/4 ч)
Сложные объёмные конструкции и их развёртки. Чтение развёрток.
Разметка с опорой на доступные графические изображения


Раздел 3. Конструирование и моделирование (5/10 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция (1/2 ч)
Конструкция объёмных изделий (призмы, пирамиды, конуса) на основе развёрток.
Способы их построения и сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (например, откидные крышки, окна и др.).
Соблюдение основных требований к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия)
Самостоятельно:
характеризовать основные требования к конструкции изделия;
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного);
конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий;
проектировать изделия;
— при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;
планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1/2 ч)
Различение конструктивных особенностей изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное), выбор способа изготовления сложных конструкций
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (3/6 ч)
Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов (моделей, макетов).
Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно-бытового и технического назначения
Раздел 4. Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере)* (7/14 ч)
Тема 1. Компьютерное письмо (3/6 ч)
Программа Word.
Правила клавиатурного письма.
Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера.
Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца)
Самостоятельно:
наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.
С помощью учителя:
исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов;
наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;
проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды;
искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео);
отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Создание презентаций (4/8 ч)
Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице

Разделы программы, помеченные звёздочкой (*), изучают при наличии материально-технических средств.

Комментариев нет: