Примерное тематическое планирование
курса технологии.
Е.А.Лутцева 1 и 2 класс
Вентана-Граф, 2013г
Примерные темы разделов, примерное
количество часов, отводимых на них
|
Основное содержание по темам
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1 класс
|
||
Раздел 1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры
труда, самообслуживание (6/12 ч)
|
||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1/2
ч)
|
Человек — творец и созидатель, создатель
духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей
|
С помощью учителя:
— наблюдать
связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего
окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;
— наблюдать
конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности
предлагаемых изделий;
— сравнивать,
делать простейшие обобщения;
— анализировать
предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от
неизвестного;
— планировать
предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами,
особенностями выполняемого задания;
— организовывать
свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать
материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
— оценивать
результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность
выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности
одноклассников;
— обобщать
(осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
|
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы
культуры труда (1/2 ч)
|
Мастера и их профессии (знакомые детям).
Организация рабочего места, рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов.
Соблюдение в работе безопасных приёмов труда
|
|
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности
человека (2/4 ч)
|
Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве.
Использование форм и образов природы в создании предметной
среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)
|
|
Тема 4. Природа и техническая среда (1/2 ч)
|
Проблемы экологии.
Общее представление о конструктивных особенностях изделий
(изделие и его детали)
|
|
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (1/2 ч)
|
Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность).
Изготовление для близких подарков (открытки, сувениры и т.
п.). Растения в доме (уход за растениями) (реализуется
при двухчасовом планировании)
|
|
Раздел 2.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы
графической грамоты (17/34 ч)
|
||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование
человеком (2/4 ч)
|
Мир материалов (общее представление, основные свойства).
Подготовка материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование
материалов.
Способы обработки материалов для получения различных
декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание,
складывание)
|
С помощью учителя:
— выполнять
простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные
материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные
особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными
приспособлениями и инструментами;
— анализировать
конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности
предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
— осуществлять
практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и
читать графические изображения (рисунки);
— воплощать
мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические
изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
— планировать последовательность
практических действий для реализации поставленной задачи;
— осуществлять самоконтроль качества выполненной
работы (соответствие предложенному образцу или заданию);
— обобщать
(осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
|
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки
материалов (2/4 ч)
|
Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным
удержанием, правилами пользования ими
|
|
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе
(2/4 ч)
|
Этапы (технология) изготовления изделий из разных
материалов (общее представление).
Технологические операции: разметка, выделение деталей,
формообразование, сборка, отделка
|
|
Тема 4. Технологические операции ручной обработки
материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7/14 ч)
|
Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя).
Разметка (на глаз, по шаблону).
Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание,
резание ножницами).
Сборка деталей, клеевое соединение.
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,
аппликация)
|
|
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии
(4/8 ч)
|
Виды условных графических изображений: рисунок,
инструкционная карта.
Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные
карты
|
|
Раздел 3.
Конструирование и моделирование (10/20 ч)
|
||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1/2 ч)
|
Изделие, детали изделия
|
С помощью учителя:
— моделировать
несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и
рисунку;
— определять
особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты;
— планировать последовательность
практических действий для реализации замысла
|
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (2/4 ч)
|
Машины и механизмы — помощники человека, их назначение,
общее представление.
Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение
подвижное и неподвижное)
|
|
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов
(7/14 ч)
|
Конструирование и моделирование изде-лий на основе
природных форм и конст-рукций (например, образы животных и растений в технике
оригами, аппли-кациях из геометрических фигур и пр.)
|
|
2 класс
|
||
Раздел 1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры
труда, самообслуживание (8/16 ч)
|
||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1/2
ч)
|
Человек — творец и созидатель, создатель
духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников
|
— Наблюдать конструкции и образы
объектов природы и окружающего мира, знакомиться
с традициями и творчеством мастеров родного края;
— сравнивать
конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их
связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных
изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.
С помощью учителя:
— искать, отбирать и
использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и
дидактических материалов);
— при планировании отбирать
оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии
с её целью и задачами;
— организовывать
свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
— исследовать
конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности
предлагаемых изделий, искать
наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в
зависимости от цели и конкретных условий работы;
— оценивать результат своей деятельности: точность
изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
— обобщать
(осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
|
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы
культуры труда (2/4 ч)
|
Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их
профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной
местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Организация рабочего места, рациональное размещение на
рабочем месте материалов и чертёжных инструментов.
Соблюдение в работе безопасных приёмов труда
|
|
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности
человека (1/2 ч)
|
Выражение связи человека и природы через предметную
среду, декоративно-прикладное искусство.
Гармония предметного мира и природы, её отражение в
народном быту и творчестве
|
|
Тема 4. Природа и техническая среда (2/4 ч)
|
Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные).
Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение
деталей конструкций
|
|
Тема 5. Дом и семья.
Самообслуживание (2/4 ч)
|
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и
инструментов для урока.
Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и
черенками)
|
|
Раздел 2.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы
графической грамоты (15/30 ч)
|
||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и
использование человеком (2/4 ч)
|
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от
назначения изделия (обоснование).
Подготовка материалов к работе. Бережное использование,
экономное и рациональное расходование материалов
|
С помощью учителя:
— выполнять
простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных
материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных
особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и
инструментами;
— анализировать конструкторско-технологические
и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять
известное и неизвестное;
— осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать
графические изображения (рисунки);
— воплощать
мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические
изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
— планировать последовательность
практических действий для реализации поставленной задачи;
— осуществлять самоконтроль качества выполнения
работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
— обобщать
(осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
|
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки
материалов (1/2 ч)
|
Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой,
угольником, циркулем)
|
|
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе
(1/2 ч)
|
Общность технологических операций обработки разных материалов
(бумаги и ткани)
|
|
Тема 4. Технологические операции ручной обработки
материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7/14 ч)
|
Подбор материалов и инструментов.
Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля).
Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное,
проволочное, винтовое).
Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)
|
|
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии
(4/8 ч)
|
Виды условных графических изображений: простейший чертёж,
эскиз, схема.
Линии чертежа.
Чтение чертежа (эскиза).
Разметка с опорой на чертёж (эскиз)
|
|
Раздел 3.
Конструирование и моделирование (9/18 ч)
|
||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1/2 ч)
|
Изделие с различными конструктивными особенностями
|
С помощью учителя:
— сравнивать
различные виды конструкций и способы их сборки;
— моделировать
несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную
технику (в пределах изученного);
— конструировать
объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять
особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты;
читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и
выполнять по ней работу;
— участвовать в
совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой
информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта,
определении своего места в общей деятельности;
— осуществлять самоконтроль
и корректировку хода работы и конечного результата;
— обобщать
(осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
|
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1/2 ч)
|
Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение
подвижное и неподвижное)
|
|
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных
объектов (7/14 ч)
|
Конструирование и моделирование простейших технических
объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.)
|
|
Раздел 4.
Использование информационных технологий
(практика работы на
компьютере)* (2/4 ч)
|
||
Тема. Компьютер в учебном процессе (2/4 ч)
|
Представление о назначении персонального компьютера, его
учебных возможностях
|
С помощью учителя:
— наблюдать мир
образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);
— наблюдать,
сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;
— выполнять
предложенные на цифровых носителях задания
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий